Завершаем рассмотрение Изменения №2 к ДБН "Состав и содержание проектной документации на строительство". В предыдущих статьях №№35,36 были рассмотрены изменения, претендующие на определенную концептуальность. В частности: - установка двух видов независимых объектов, здания и сооружения, то есть у нас теперь есть только два вида объектов – либо здание, либо сооружение, третье не дано.
Существенно расширена сфера капитального ремонта, в который включена часть технического переоснащения и термомодернизации. Техническое переоснащение "кануло в лету", ну и еще некоторые изменения.
Все другие изменения, т.е. изменения в разделы, где приведены требования к разработке конкретных стадий проектирования и особенно приложений к ДБН, повторяют эти концептуальные изменения в привязке к определенным стадиям проектирования. Изъятые нормы регулировали процесс передачи проектной документации заказчику - теперь эти вопросы регулируются исключительно порядком разработки проектной документации. Следует еще отметить имплементацию в ДБН, определенных норм, установленных законодательством, это охрана окружающей среды, обеспечение доступности маломобильных групп населения и т.д. Ну и конечно BIM – строительное информационное моделирование.
Но сначала об изменениях действительно важных и нужных, которые произошли в определенных разделах проектной документации. Большинство специалистов уже догадались откуда "ноги растут". Выскажу свое мнение. Согласно ДБН "Организация строительного производства", ответственная конструкция - это конструкция категории ответственности А или Б. А в соответствии с другим ДБН "Общие принципы обеспечения надежности и конструктивной безопасности зданий и сооружений", категория А - это конструкции и элементы, отказ которых может привести к непригодности эксплуатации здания или ее частей, а категория Б – это конструкции, отказ которых может привести к усложнению нормальной эксплуатации здания.
Ну и что, возможно, кто-то скажет, для чего приводить их перечни в составе проекта? Ответ прост – чтобы учесть в рабочей и исполнительной документации, ведь к исполнительной документации относятся акты промежуточного принятия ответственных конструкций, а перечень этих конструкций приводится в рабочей документации. Учитывая, что рабочая документация не всегда разрабатывается автором проекта, хотя и под его наблюдением, все же существовала и существует вероятность разного видения перечня ответственных конструкций, разными разработчиками. Теперь она точно находится под контролем автора проекта. Ну и не надо забывать, что при принятии в эксплуатацию объектов класса СС2, СС3 при выездном осмотре объекта строительства, проверяется общий журнал работ, а в нем таблица А2 с красноречивым названием: "Перечень актов промежуточного принятия ответственных конструкций", который теперь очевидно должен согласовываться с перечнями, приведенными не только в рабочей документации, но и в проекте. Ну, это просто находка для контролеров. Представьте, что таких перечней не окажется в проекте, утвержденном, конечно после 1 июля 2022 года, когда вступило в силу изменение №2. Очевидно также, что указанные перечни, ответственных конструкций, точнее определение их полноты и достоверности, станут предметом экспертизы проекта, по направлению прочности и надежности, эксплуатационной безопасности зданий и сооружений, и уже совершенно очевидно, что такие конструкции будут в первую очередь обследованы во время проведения технического обследования, которое теперь переходит тоже в новую фазу. Связано это с тем, что в состав основных данных и технико-экономических показателей объектов строительства любого назначения добавлена еще такая позиция: срок первого планового обследования технического состояния здания и рекомендованная периодичность плановых обследований. Ну, здесь ничего удивительного, это прямая норма порядка проведения обследования, говорящая, что срок проведения первого обследования, также его рекомендованная периодичность, определяется проектировщиком в проектной документации на строительство объекта. Странно другое, кто и как будет контролировать соблюдение этого требования? То есть то, что в указанный срок проведено плановое обследование определенного здания? Порядок контроля, за соблюдением порядка проведения обследования объектов и реализации мероприятий по обеспечению надежности и безопасности, во время эксплуатации, предусмотренный законом Украины "О регулировании градостроительной деятельности", еще не утвержден. Правда законом определено, что этот контроль должны осуществлять органы госархстройконтроля, но дискуссия там еще не завершена, потому что существует, во всяком случае, существовало предложение передать этот контроль органам местного самоуправления. В некоторой степени необходимость проведения обследования усиливается нормой, опять же внесенной изменением №2, о том, что разработка проектной документации на реконструкцию, капитальный ремонт существующего объекта или его части, выполняется на основании заключения и рекомендаций по результатам обследования технического состояния, выполненного в соответствии с порядком обследования. В выпуске № 34, говорилось, что с августа 2022-го года, перед принятием в эксплуатацию, объектов повышенной опасности 1, 2 класса нужно выполнить определенные действия. А если их не выполнить, то есть возможность получить отказ в выдаче сертификата. Но для начала нужно знать, что объект является именно объектом повышенной опасности. Осуществляется это путем идентификации, которую в соответствии с Порядком проведения идентификации, организует предприятие, которое намерено начать строительство такого объекта. То есть заказчик, как организатор, в теории может поручить это проектировщику, тем более что ДБНом "Организация строительного производства", было установлено, что информация о результатах идентификации должна быть приведена в ТЭО или ТЭР, а также, в пояснительной записке проекта объекта производственного назначения или линейного объекта инженерно-транспортной инфраструктуры. Но идентификация – это не только расчет пороговых масс, но и соответствующее обращение в орган гражданской защиты, сообщения другим органам власти и местного самоуправления и другие действия.
А кто должен эту идентификацию осуществлять в полном объеме? Проектировщик или заказчик? Так вот, Изменением №2, требования о приведении информации о результатах идентификации в технико-экономическом расчете и проекте, изъяты. Если до Изменения №2, изъятие ТЭР вполне можно было понять, потому что ДБН было указано, что ТЭР применяется для технически несложных объектов, которые априори не должны быть отнесены к объектам повышенной опасности, то Изменением №2 - это уточнение тоже изъято, относительно того, что ТЭР применяется только для технически несложных объектов. Теперь осталась только оговорка, что ТЭР выполняются в сокращенном объеме по сравнению с ТЭО, в соответствии с особенностями объекта, и требованиями задачи на проектирование. Ну не одно и то же. А вот по изъятию информации об идентификации объекта повышенной опасности из проекта, вопросов возникает больше. Когда существовало четкое требование по разработке проекта, на объекты класса СС 3, в три стадии, такой информацией в проекте могло и не быть, она была в ТЭО, но теперь заказчик и проектировщик принимают решение о количестве стадий или стадийности проектирования объектов строительства, независимо от классов последствий объектов. То есть для СС3 ТЭО может быть не всегда. Думаю, что трагедии все же нет, идентификация объектов повышенной опасности обязательно должна осуществляться при определении класса последствий. Согласно ДСТУ, проектировщик рассчитывает класс последствий при разработке проектной документации. Расчет приводится в пояснительной записке проектной документации на строительство. При этом независимо от расчета нужно устанавливать класс последствий СС 3 для объектов повышенной опасности, идентифицированных в соответствии с законом Украины. Кто такую идентификацию должен осуществлять, в ГОСТе четко не указано. Пока информация об идентификации входила в состав проекта, ну ответ был более-менее очевиден, как теперь? Некоторые другие изменения, точнее дополнения, возможно, будут понятны не все, в частности относительно (BIM), поскольку изложены они в несколько необычной манере, и опираются на стандарты, которые пока нельзя назвать согласованными с установившейся национальной нормативной базой.
В Приложении А к Перечню других исходных данных, предоставляемых заказчиком, теперь это пункт 1а: цифровая модель местности, информационная модель строительного актива (включая облака точек сканирования, состоящие из множества точек в согласованной системе координат в виде информационного контейнера, характеризующего поверхности строительного актива, предоставляется заказчиком. Понятно, что строительный актив в данном случае – это не группа руководителей и ведущих специалистов строительной деятельности, которые занимают активную жизненную позицию. Так же понятно, что ни закон, ни порядок проектирования, ни ДБН, такого определения не содержат. Правда в ДБН сказано, что термины связанные с BIM, нужно искать в стандартах комплекса ДСТУ ISO 19650 "Организация и оцифровка информации относительно зданий и сооружений, включая строительное информационное моделирование (BIM). Ну что же, желающие могут познакомиться, не буду комментировать, чтобы не воспрепятствовать техническому прогрессу, отмечу только что в чистом виде определения строительного актива, я не нашел. Зато есть определение информационного контейнера – это наименованный постоянный набор информации, которую получают из файла системы или программного приложения хранения данных. Учим новые слова со старой сутью. И в заключение не могу не привести еще несколько почерпнутых новелл из нового стандарта. Оказывается, что он применим к объектам строительства и строительным проектам всех размеров и уровней сложности. Вы что-то о размере проекта слышали? Строительный объект вместо объекта строительства. Ну, это же стандарт, где все должно быть выверено безупречно. Вот такие новенькие коллизии. До встречи.